?

Log in

Кассандра [userpic]
Продано!.. ("Смена" №12(1490), июнь 1989)
by Кассандра (kassandra_k)
at Октябрь, 27, 2014 (23:25)

А. Троицкий о советском роке на Западе
архивная статья

"...В одном из недавних интервью Борис Гребенщиков сказал, что главным для него результатом американской эпопеи было то, что он смог лучше узнать самого себя и оценить свои возможности. Поверьте, это очень серьезное заявление, не содержащее и тени кокетства. Международные контакты хороши многим: тут и укрепление доверия, и твердая валюта, и новые впечатления. Но не менее важно еще одно: мировое общественное мнение как зеркало и мировая культура как система координат. Мы не можем обойтись без этого, если честно и объективно хотим узнать свое место и свою цену. Хотя бы приблизительно... Несколько десятилетий наша культура развивалась в почти полной изоляции от мирового художественного процесса, в условиях жесткого идейно-эстетического диктата и отсутствия информации. Эта система плодила дутые авторитеты, непризнанных гениев, эпигонство под личиной новаторства, новаторство под личиной "соцреализма" и всевозможные "эзоповы комплексы". Сейчас пришло время и появилась возможность разобраться, что к чему.

Рок - лишь локальный участок этого большого культурного завала. Но участок интересный, поскольку из всех искусств он, с одной стороны, в наименьшей степени скомпрометировал себя пресмыкательством перед официозом, а с другой - наиболее тесно связан с "неформальной" уличной реальностью. Понимаю, что слово "искусство" в данном контексте многим резануло слух. Конечно, в роке преобладают кич и пустое позерство, но "искра божья" тоже есть. И именно искусство в роке стоит того, чтобы за него бороться. В этом может помочь и "международное судейство".

Я не берусь моделировать суждения мировой рок-критики, однако смею уверить, что основные критерии оценки таковы: музыка, образ, профессионализм. Причем, говоря о музыке и образе, во главу угла ставится такое качество, как оригинальность. Редкое качество для наших рок-групп... А как же иначе? Первое десятилетие советского рока прошло под знаком усерднейшего копирования всех западных атрибутов, включая "ливерпульское" произношение. Затем к английскому резко поостыли, запели на родном языке и "про свое", но вот "национализировать музыку" (по выражению одной сибирской газеты) не смогли. Лишь в последние годы появился ряд групп, претендующих, и не без оснований, на "национальную самобытность", но, как назло, большинство из них не умеет как следует играть. (Под "умением играть" в роке я понимаю не только сыгранность и беглость пальцев, но и мощь, "энергонасыщенность" выступления). За идею - "хорошо" и даже "отлично" воплощение ее зачастую - на уровне капустника... "Интересно, но неубедительно" - так можно сформупировать общее впечатление. И как-то стирается грань между почетной "самобытностью" и обычным провинциализмом..."


Читать целиком