?

Log in

Кассандра [userpic]
Рок: как это делается
by Кассандра (kassandra_k)
at Июль, 11, 2013 (20:46)

Архивная статья Ильи Смирнова ("Советская Культура" 11.03.1989)

"...Автор этих строк примкнул к рок-движению в тот самый критический момент, когда армия готовилась выйти на свое Куликово поле: серые шеренги чиновников, послушные команде эстрадных миллионеров, против той (право, не худшей!) части нашей молодежи, которая упорно не желала ограничивать свои духовные потребности Станиславом Куняевым и Серафимом Туликовым. И - сознательно ли, бессознательно - шла к синтезу рока и традиционного фольклора. Тогда, на первых порах, в начале 80-х, функции московского рок-клуба выполнял знаменитый студенческий клуб МИФИ "Рокуэлл Кент": здесь, в кругу интеллектуалов-физиков, давали свои первые концерты ныне прославленные, а тогда гонимые АКВАРИУМ, ЗООПАРК, КИНО, здесь развернулось производство "магнитоальбомов" - фонограмм в оформлении и, наконец - здесь же вполне легально, с ведома парткома, выходил первый московский рок-журнал "Зеркало". Клуб разогнали в 1982 году, но общность людей, организационно никак не оформленная, но устойчивая, уцелела.

Её объединял не только общий интерес, но и та демократическая и антибюрократическая программа, которая с каждым годом всё более открыто и резко провозглашалась рок-группами. Состав нашего преступления (как бы оно не именовалось официально: "частнопредпринимательская деятельность", "незаконный промысел" или "спекуляция" записями собственных песен) сводился к двум пунктам:

1. Мы распространяли в народе не то искусство, которое утверждено в инстанциях.

2. Деньги при этом доставались непосредственно тем, кто работал (музыкантам, звукооператорам), минуя карман чиновника.

Иными словами, мы посягали на святая святых: на филармоническую систему.

Филармоническая система есть в сущности не что иное, как частный случай применения основополагающей сталинской концепции "человека-винтика" к музыкальному делу. Заменой естественного экономического механизма обратной связи "музыкант" - "аудитория" на противоестественное сцепление музыканта с чиновником, ведающим выдачей бумажек, поощряется не только принудительное соавторство, взятки, хищения, но и прогрессирующий творческий паралич. И то, что нам навязывали в качестве "молодежных песен" бесчисленные ВИА ГОЛУБЫЕ РЕБЯТА, порождалось не чьей-то личной бездарностью - музыкальная надстройка совершенно закономерно произрастала из своего экономического базиса..."

Читать статью целиком